Skip Navigation Linksprolog1

Язык ПРОЛОГ


 prolog1.bmpprolog2.bmp  

А кто такой дедушка?
Пролог:
дедушка( X, Z) :- отец( X, Y), родитель( Y, Z).

А кто дедушка Патрика?

?- дедушка( X, патрик). 
Пролог:
X = джеймс; 
X = карл.​


Патрик Г. Уинстон,

 Кембридж, Массачусетс:

   В средние века знание латинского и греческого языков являлось существенной частью образования любого ученого. Ученый, владеющий только одним языком, неизбежно чувствовал себя неполноценным, поскольку он был лишен той полноты восприятия, которая возникает благодаря возможности посмотреть на мир сразу с двух точек зрения. Таким же неполноценным ощущает себя сегодняшний исследователь в области искусственного интеллекта, если он не обладает основательным знакомством как с Лиспом, так и с Прологом - с этими двумя основополагающими языками искусственного интеллекта, без знания которых невозможен более широкий взгляд на предмет исследования.

   Сам я приверженец Лиспа, так как воспитывался в Массачусетском технологическом институте, где этот язык был  изобретен. Тем не менее, я никогда не забуду того волнения, которое я испытал, увидев в действии свою первую программу, написанную в прологовском стиле. Эта программа была частью знаменитой системы Shrdlu Терри Винограда. Решатель задач, встроенный в систему, работал в "мире кубиков" и заставлял руку робота (точнее, ее модель) перемещать кубики на экране дисплея, решая при этом хитроумные задачи, поставленные оператором.

   Решатель задач Винограда был написан на Микропленнере, языке, который, как мы теперь понимаем, был своего рода Прологом в миниатюре. Любой прологоподобный язык заставляет программиста мыслить в терминах целей, поэтому, несмотря на все недостатки Микропленнера, достоинством этой программы было то, что в ее структуре содержались многочисленные явные указания на те или иные цели. Процедуры-цели "схватить", "освободить", "избавиться", "переместить", "отпустить" и т.п. делали программу простой и компактной, а поведение ее казалось поразительно разумным.

   Решатель задач Винограда навсегда изменил мое программистское мышление. Я даже переписал его на Лиспе и привел в своем учебнике по Лиспу в качестве примера - настолько эта программа всегда поражала меня мощью заложенной в ней философии "целевого" программирования, да и само программирование в терминах целей всегда доставляло мне удовольствие.

   Однако учиться целевому программированию на примерах лисповских программ - это все равно, что читать Шекспира на  языке, отличном от английского. Какое-то впечатление вы получите, но сила эстетического воздействия будет меньшей, чем при чтении оригинала. Аналогично этому, лучший способ научиться целевому программированию - это читать и писать программы на Прологе, поскольку сама сущность Пролога как раз и состоит в программировании в терминах целей.

 

Иван Братко,

Институт Тьюринга, Глазго:

   Язык программирования Пролог базируется на ограниченном наборе механизмов, включающих в себясопоставление образцов, древовидное представление структур данных и автоматический возврат. Этот небольшой набор образует удивительно мощный и гибкий программный аппарат. Пролог особенно хорошо приспособлен для решения задач, в которых фигурируют объекты (в частности, структуры) и отношения между ними. Например, в качестве легкого упражнения, можно попробовать выразить на Прологе пространственные отношения между объектами, изображенными на обложке этой книги. Пример такого отношения: верхний шар расположен дальше, чем левый шар. Нетрудно также сформулировать и более общее положение в виде следующего правила: если X ближе к наблюдателю, чем Y, a Y - ближе, чем Z, то объект X находится ближе, чем Z. Пользуясь правилами и фактами, пролог - система может проводить рассуждения относительно имеющихся пространственных отношений и, в частности, проверить, насколько они согласуются с вышеуказанным общим правилом. Все эти возможности придают Прологу черты мощного языка для решения задач искусственного интеллекта, а также любых задач, требующих нечислового программирования. 

   Само название Пролог есть сокращение, означающее программирование в терминах логики. Идея использовать логику в качестве языка программирования возникла впервые в начале 70-х годов. Первыми исследователями, разрабатывавшими эту идею, были Роберт Ковальский из Эдинбурга (теоретические аспекты), Маартен ван Эмден из Эдинбурга (экспериментальная демонстрационная система) и Ален Колмероэ из Марселя (реализация). Сегодняшней своей популярности Пролог во многом обязан эффективной реализации этого языка, полученной в Эдинбурге Дэвидом Уорреном в середине 70-х годов.

<< Назад